"Я жду выхода новых книг Дины Рубиной как манны небесной. Писательница у меня в фаворитах за ее неповторимый стиль, чувство слова, образность языка и юмор.
Она, как никто, умеет не только рассказать любую историю, но и добавить в нее таких красок и деталей, что у читателя не остается сомнений: все так и было. Трилогия «Наполеонов обоз» - эпическое произведение, но главное в ней – любовь, такая, какая выпадает не каждой паре, снести которую не каждому дано.
Все началось с того, что Надя Прохорова встречает синеглазого кудрявого мальчишку, который ей очень понравился. Рыжеволосая Надежда, прозванная Дылдой, крепко запала в сердце юного Аристарха Бугрова. Стах был уверен, что они предназначены друг другу судьбой и всегда будут вместе. Но жизнь распорядилась иначе: на них обрушивается груз сильнейших потрясений, сломавших их жизни, перевернувших все намерения и планы. Сильные и цельные натуры, они оба живут на такой высоте чувств, которая ничего не прощает. Жизнь вышвырнула каждого из них за пределы круга любви, чтобы спустя двадцать пять лет, полностью изменившихся, вернуть друг другу.
Через все повествование проходит история, связанная с «Золотым обозом» наполеоновской армии, затерявшимся где-то в русской глубинке. Аристарх Бугеро, адъютант и переводчик, предок героя романа Сташека Бугрова, сопровождает знаменитый «Золотой» обоз Наполеона — тот самый обоз, который словно бы растворился среди снегов России, так и не достигнув конечной цели. До сих пор загадка его исчезновения волнует умы историков, литераторов, журналистов и краеведов.
Прапрадед нашего героя, отступая с армией Наполеона, попадает в мясорубку тяжелых боев. Он ранен, обморожен, оказывается в ловушке… и остается в России. В конце концов он обживается здесь, женится на русской женщине и дает начало роду с преображенной фамилией «Бугров». Память об исчезнувших драгоценностях продолжает храниться и передаваться из поколения в поколение, обрастая неправдоподобными деталями.
В попытках разыскать загадочное наследство своего предка-француза, Сташек оказывается втянутым в опасную авантюру, участие в которой чуть не стоило ему жизни. В трилогии «Наполеонов обоз» с потрясающе яркими образами и историями, Рубина описывает несколько эпох, несколько героев. Они не путаются между собой; напротив - упорядоченно сохраняются в кладовых памяти. Этот роман, пожалуй, самое многолюдное произведение автора.
Дина Рубина всегда стремилась населять свои романы и повести густо, с ювелирной точностью рисуя каждого героя. В новом же произведении каждый, даже эпизодический персонаж, становится важным звеном в общей цепочке событий, у каждого — собственная манера речи, мимика, жесты, продуманная и воссозданная с малейшими нюансами судьба: это и сосед повзрослевшей Надежды Изюм, и старуха Баобаб, и отец Сташека, и разлучница Светлана.
Погружаясь в текст Рубиной, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать, будто бы из-за стекла, за человеческими жизнями, вслушиваясь в каждую реплику, запоминая каждую черту. Более того, ни один из героев не будет ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим. А как прекрасно описаны местечковые городки, села, полустанки. На ум сразу приходят картины Саврасова и Левитана: милые русскому сердцу деревянные домишки, разноцветный полосатый ковер межей, церкви, черные "запятые" грачей на поле. Вновь перед читателем возникает Рубина - бытописатель, Рубина - наблюдатель, с ее извечной любовью к деталям.
Она будто бы дает читателю возможность не только представить, но и потрогать каждую из старинных безделушек, встречающихся в сюжете. Прекрасны описания природы, реалистичны истории человеческих взаимоотношений и картины времени (страшные девяностые годы). Интересно было читать о работе Аристарха в израильской тюрьме и о становлении книгоиздательского бизнеса в девяностых в России, о перипетиях судьбы старинных ювелирных украшений.
В первой книге «Рябиновый клин» автор только знакомит читателя с будущими событиями и осторожно расписывает судьбы главных героев. Мы знакомимся с Надеждой, главным женским образом, но в центре повествования – ее сосед Изюм. Персонаж – колоритнейший, за ним действительно стоит записывать, и понятно желание автора уделить этому типажу так много места. Жизнь Изюма, который в конце свяжет всех действующих лиц воедино - это отдельная история. Очень мне приглянулся этот персонаж: он очень глубок, тактичен, мудр, - по-своему чувствующий, смиренный русский мужик.
Второй том «Белые лошади» более динамичен. Он затягивает читателя в воронку любви и предательства, счастья и горя главных героев. За короткий срок на них обрушивается груз сильнейших потрясений. С большим интересом следишь за их взрослением - становлением и развитием их характеров и чувств. Каждый из них теперь идет своим путем, оставаясь навсегда глубоко одиноким и раненым душевно.
А в последней книге трилогии «Ангельский рожок» великая любовь обрела свое завершение. Лиричная, глубокая история любви потрясла. Рубиной всегда удавалось затронуть самые тонкие струны души, говоря о любви, однако в этот раз автор, кажется, превзошла сама себя.
Образы Сташека и Нади вобрали в себя лучшие черты всех рубинских влюбленных персонажей и получились настоящими, живыми. Так что до самого финала читатель будет сопереживать героям и радоваться вместе с ними. Наверное, можно найти и сомнительные моменты в этом объёмном произведении, не без этого.
Тем не менее, книга заставляет смеяться и плакать, переживать и радоваться за героев. Не разочаровывает даже неожиданный конец, который, учитывая характеры героев, вполне закономерен. Ключевая тема - "любовь, которая дается раз в жизни", раскрыта превосходно. Хочется вернуться и побыть там с ними - в этой любви, которую герои пронесли через всю жизнь."
О трилогии Дины Рубиной рассказала
Лидия Фетахетдинова
Во время посещения сайта МКУК «ЦМБ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.