Елена Семёновна Чижова - прозаик из Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук. Преподавала управление производством и английский язык, в 1990-х годах занималась бизнесом. Публикуется в литературных журналах с 2000 года. Первый роман - "Крошки Цахес", издан в 2000 году. В 2009 году писательница удостоена премии "Русский Букер" за роман "Время женщин".
Новый роман "Терракотовая старуха" Елены Чижовой прочесть быстро, скорее всего, получится не у каждого: читается книга долго и медленно . Татьяна, героиня романа - бывшая учительница литературы, ставшая секретарем «нового русского». Интрига истории начинается со встречи с экс - "коллегой", от которой Татьяна и узнает, что бывший начальник Фридрих сбежал, и его обвиняют в убийстве. И в голову старой, но все еще преданной "собаки" приходят фантазии, где Татьяна продумывает способы идеального убийства, где Фридрих бы точно не попался. И уж точно бы не сбежал… Автор использует интересный приём, который сначала очень всё запутывает, а потом, раскрываясь, добавляет смысловых пластов – героиня размножена во временах.
Книга ведет по двум временным путям: Татьяна в 199* году и Татьяна в 2009. И это весьма удачный авторский приём. В 90-х осталась «та женщина», отсвет которой можно угадать при взгляде в зеркало, с которой можно вести бесконечные диалоги в своей голове. Помимо главной героини, есть в романе ещё подруга детства, жившая под боком героини и завертевшая роман с ее мужем. Бывший муж - отлично прописанный образ «тряпки», палец о палец не ударивший, чтобы прокормить хотя бы свою дочь.
Дочь Александра - современная девушка, будущий адвокат, активно использующая слова «доконает» и «задолбало», и уж если совсем честно, живущая на шее уже до смерти уставшей матери. Роман, наверное, найдет много откликов в сердцах тех кто именно выживал в "лихие" 90-е, кто не понаслышке знает что значит "попасть под белые ручки" и как из ластика делать печать. Отдельный «кайф» книги – это Литература. Главная героиня – филолог, и текст наполнен рассуждениями, размышлениями о литературе. Да что там – даже периодически цитируемые старые школьные сочинения – прекрасны! А еще в этой книге – дружба, предательство, любовь, адская работа, проблема отцов и детей, долгие разговоры на кухне о смысле жизни. Я бы рекомендовала эту книгу всем, кто прожил девяностые, чтобы услышать их мнение. Это время, наверное, было для всех разным...
Сама Елена Чижова так говорит о своем романе: «Я действительно хотела показать этот разрыв времен в разных аспектах, в частности, в языковом аспекте — вот этот новый язык, который возникает и вытесняет язык, привычный моему поколению. Разрыв, который начинает возникать между отцами и детьми или, в данном случае, дочерьми и матерями. Отрыв нынешнего времени от каких-то культурных корней. И в то же время, я хотела проследить вот эту родовую связь, которая существует между нынешним временем и советским временем. То есть, с одной стороны, я ясно чувствую, что это время выросло именно с тех последних советских времен, и, с другой стороны, действительно одновременно произошел какой-то глубокий культурный разрыв».
В Едином фонде «Центральной межпоселенческой библиотеки» можно найти несколько произведений Елены Чижовой: это «Время женщин», «Крошки Цахес», «Лавра», «Неприкаянный дом», «Орест и сын», «Планета грибов», «Полукровка», а теперь вот - ещё и «Терракотовая старуха».
Лидия Фетахетдинова, главный библиотекарь Кировской Центральной библиотеки
Во время посещения сайта МКУК «ЦМБ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.