Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах…Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы.
Долгое время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», поскольку они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.
Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, долгое время настаивал на том, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма (теории происхождения, истории и "классовой сущности языка", основоположником которой являлся Николай Марр) тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, по неофициальным сведениям, в связи с этим у ученого развилось психическое заболевание.
Людмила Стефановна хорошо знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его были декабристами, один из которых скончался в ссылке в психиатрической лечебнице.
Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве никогда не мечтала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская действительно занималась в оперной студии, но стать оперной дивой ей было не суждено.
В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
Девочка, еще не умея читать под строгим запретом деда, с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы, а потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.
Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании девушка устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а затем устроилась на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».
В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую стали писать жалобы, через год девушка уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.
Литература
Еще студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Петрушевской датируется только второй половиной 1980-х годов.
Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973 году. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию СССР. И Эфрос оказался, как всегда, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.
Позднее во Львове театр, созданный студентами Львовского политеха, поставил на сцене пьесу «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позднее в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».
Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.
Прозаические произведения Людмилы Стефановна стали логическим продолжением драматургии. Все творчество писательницы складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка превращается в зрелую женщину, а затем в умудренную даму.
В 1987 году опубликовали сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который спустя 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.
Перу писательницы принадлежат более пятидесяти книг. Это романы, сборники пьес, сказок, мистических рассказов и эссе. В свое время великий режиссер Олег Ефремов на одной репетиции сказал артистам о Людмиле Петрушевской: «Да у нее все про детей». Это была гениальная догадка. Любовь – да, человеческие страсти – да, как и жизнь с ее поворотами, не хуже, чем на гонках. Но главное для Петрушевской – это спасение детей. Жизнь ради них. То, к чему рано или поздно приходит женщина.
В повестях, собранных в книге «Конфеты с ликером», представленной на выставке, героини следуют своим путем по-разному, от безумной любви до презрения, от собранной в кулак воли до полного отказа от борьбы, от неизбежной гибели до победы. Но всегда они на страже, всегда самое важное для них – это жизнь ребенка.
Волшебные истории, вошедшие в книгу «Город света» - не похожи на обычные сказки, приключения или фэнтези. В них не редкость разные превращения, чудесные находки и прочее колдовство. Но рядом с Еленой Прекрасной, принцами и принцессами вдруг оказывается печальный мальчик Кузя, королева Лир или девушка Нос. Проблемы у них большей частью те же, что и у нас с вами, но привычная нам до боли реальность то и дело оборачивается фантасмагорией. Однако, все, то происходит с героями, заканчивается хорошо. И автор в который раз повторяет: в жизни очень много смешного, теплого и даже великого, особенно когда речь идет о любви.
В книгу «Измененное время» вошли произведения Людмилы Петрушевской, написанные в разных жанрах. Это мистические рассказы, новеллы о любви и гибели, пьесы. Все вместе – это размышления о тайнах человеческой души. Кажется, о своих героях автор знает все, даже то, что они сами о себе не подозревают. Свои мудрые и странные истории автор рассказывает, разбирая по косточкам «простологию» поведения. И постепенно открываются таинственные законы, что властвуют над человеком, изменяя наши судьбы, возможности, само время.
В 1990-е писательница начала писать сказки для разных возрастных групп. По мотивам многих из них позднее созданы мультфильмы. Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. Теперь ее произведения спокойно проходили публикацию, а поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы.
В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.
Любопытным фактом в биографии Людмилы Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль стал прототипом знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивает другую версию создания своего героя.
Личная жизнь
Утонченная, всю жизнь занятая искусством Людмила вышла замуж за Бориса Павлова, который руководил Галереей на Солянке. В 2009 году писательница овдовела, но у нее осталось трое детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь выбрала музыку.
Людмила Петрушевская сейчас
Одновременно с литературной работой Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали - приехали» и другие произведения.
В «Кабаре одного автора» Людмила Стефановна в музыкальном сопровождении исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.
Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом.
(По материалам сайта https://24smi.org/celebrity/38884-liudmila-petrushevskaia.html)
Во время посещения сайта МКУК «ЦМБ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.