Центральная межпоселенческая библиотека
Кировского района Ленинградской области

«Раневская – это Явление»: библиографический обзор литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА

 

 «Раневская – это Явление»

Библиографический обзор литературы

27 августа 1896 года родилась одна из величайших русских актрис, «королева второго плана» Фаина Георгиевна Раневская.

На киноэкране Раневская легко перевоплощалась в разных персонажей: это Ляля в «Подкидыше», злая мачеха в «Золушке», её примечательным низким голосом говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».

Она покорила зрителей не только своей игрой, но и самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать сложные вещи простым языком.                             

По версии английской энциклопедии «Кто есть кто», Раневская вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Всю жизнь Раневская гордилась тем, что в её любимом городе Таганроге, где 27 августа 1896 года появилась на свет актриса, родился писатель Антон Чехов.

На сцене Московского художественного театра в 1913 году Раневская увидела спектакль «Вишневый сад» и навсегда полюбила пьесы Чехова. Отсюда и псевдоним, который она позаимствовала у героини «Вишневого сада» помещицы Любови Раневской. Ведь настоящая фамилия актрисы — Фельдман.

В родном Таганроге актрисе установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска, именем Раневской названа улица.

С собственными записями актрисы, о которой при жизни слагались легенды, а по сей день приписывают всё новые изречения, с её письмами и письмами к ней, воспоминаниями друзей и коллег, с жизнью и творчеством Раневской вы познакомитесь в книгах, представленных в обзоре Кировской центральной библиотеки.

Великая Фаина Раневская/Автор-составитель М.Ю. Женило. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 190с,: ил. – (Женщина-миф)

До конца Фаину Раневскую не знал и не понимал никто, даже близкие ей люди, коллеги, проработавшие с ней бок о бок многие годы.

В книгу вошли уникальные фотографии из личного альбома актрисы и экспозиции музея города Таганрога, воспоминания коллег и друзей, её дневниковые записи, с их помощью авторы  попытались создать неповторимый и незабываемый образ великой актрисы.

Аллен-Фельдман, И. Моя сестра Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой/Изабелла Аллен-Фельдман. – Москва: Яуза-Пресс, 2014. – 272с,: ил. – (Уникальная биография женщины-эпохи).

Дневники родной сестры Раневской - уникальная возможность взглянуть на неё «изнутри», глазами самого близкого ей человека.

Дунина, С. Фаина Григорьевна Раневская/С. Дунина. – Москва: Искусство, 1953. – 81,(1)с.: ил.

Эта единственная книга о Раневской, изданная при её жизни, посвящена творческой деятельности актрисы. 

Из книги: «Советская детвора знает и любит Раневскую не только по «Подкидышу»… за уважение к детской чуткости, за доверие к художественному вкусу детей юные зрители щедро платят артистке любовью к её таланту».

Гейзер, М.М. Фаина Раневская/ Матвей Гейзер.- 3-е изд., испр. – Москва: Молодая гвардия, 2012. – 306,(2)с.: ил. – (Жизнь замечательных людей)

Предваряющая книгу эпиграмма Валентина Гафта говорит многое о её сложной актёрской судьбе:

«О, многострадальная Фаина,       

Дорогой захлопнутый рояль,

Грустных нот в нём ровно половина,

Столько же несыгранных. А жаль!»

Как эта эпиграмма перекликается с высказыванием самой актрисы: «Тоскую о несыгранных ролях. Прожить бы ещё несколько жизней».

Автор книги встречался с самой Раневской, с людьми, близко знавшими её. Спектакль «Дальше - тишина», где партнёром Фаины Георгиевны был Ростислав Плятт, он смотрел двенадцать раз.

Изданная в серии «Жизнь замечательных людей» книга Глейзера – это первое полноценное  жизнеописание Раневской, созданное на основе дневников и писем самой актрисы, воспоминаний знавших её людей.

Скороходов, Г.А. Фаина Раневская . Фуфа Великолепная, или С юмором по жизни/ Глеб Скороходов. – Москва: Алгоритм, 2013. – 336с.: ил. – (Женщина, покорившая мир)

Скороходов, Г.А. Разговоры с Раневской/ Глеб Скороходов. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 411,(1)с.: ил.

«Актриса на все времена» - назвал киножурналист Глеб Скороходов  Фаину Раневскую.

Она - человек необычный,  и её необычность начинается с имени-отчества. В паспорте значилось «Фаина Григорьевна Раневская», а в жизни её чаще называли Фаиной Георгиевной, не только устно, но и письменно. Поэтому в книге Раневская действует под инициалами «Ф.Г.»

Раневская, Ф.Г. Старость – невежество Бога/Фаина Раневская. – Москва: АСТ: Зебра Е, 2012. – 186,(1)с.: ил. – (Актёрская книга)

«…Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я до сих пор живу…».

Так могла сказать только сама Раневская. Интересные остроумные высказывания, смешные реплики, отрывки из дневниковых записей собраны в данный сборник.

Фаина Раневская: «Судьба-шлюха»/Автор-сост. Дмитрий Щеглов. – Москва: АСТ: Астрель, 2004. – 203,(1)с. – (Дневник)

Щеглов, Д. Фаина Раневская: монолог/Дмитрий Щеглов. – Москва: Олимп,2001. – 448с.: ил. – (Герои без тайн)

Книги Дмитрия Щеглова – это сборник монологов актрисы - страстных, ироничных, порой смешных, порой трагических.

«Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка…», так говорила сама актриса.

О трудном жизненном  и творческом пути Раневской читатель узнает из фрагментов её «ненаписанной книги», хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Шляхов, А.Л. Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы/ Андрей Шляхов. – Москва: АСТ: Астрель, 2011. – 352с.

Я. Фаина Раневская… и вздорная, и одинокая/ Сост. Ю. Крылов. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 206,(1)с.: ил.

Про Фаину Раневскую можно читать бесконечно, и читателю будет то очень грустно, то невероятно смешно, но никогда не скучно. Ведь это книги об «актрисе, способной заменить собой всю труппу».

«Фаина Георгиевна Раневская ушла из жизни в 1984 году. Обидно и горько, что эта уникальная актриса была так мало востребована в театре и в кино в достойных её ролях…», - писал  Борис Ефимов.

И сегодня Раневская по праву остается одной из самых ярких и самобытных личностей в истории отечественного театра и кино.