МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»
МГИНСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
"ОГОНЬ ВОЙНЫ ДУШИ НЕ СЖЁГ..."
Писатели-фронтовики и их произведения о Великой Отечественной войне
Огнем и пеплом мир нарушив,
Взрывная вздыбилась волна,
И не было больней и суше,
Короче слова, чем – Война!
Любовь Нелен
В мировой и отечественной литературе тема войны была и остаётся одной из главных тем. А события Великой Отечественной отражены в литературе ХХ века в том числе и благодаря писателям-фронтовикам.
Писатели-фронтовики – это целая плеяда талантливых авторов, испытавших на себе все тяготы военного и послевоенного периода. Их произведения позволяют нам окунуться в то суровое время, открывают истории человеческих судеб и позволяют понять цену Великого подвига советского народа.
Мгинская объединенная библиотека посвятила виртуальную выставку писателям, ставшим очевидцами тех страшных событий, и их книгам, посвященным военной теме. Многие из предложенных произведений были написаны спустя десятилетия после войны; они представляют собой переосмысление военной темы, обобщенное отношение к войнам в целом, а также позволяют читателю взглянуть не только на военные события, но и проследить судьбы литературных героев до, во время и после войны.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1924-2013) – русский советский писатель и сценарист.
В 1941 году в 17-летнем возрасте Борис Васильев ушел на фронт добровольцем. После тяжелого ранения был демобилизован и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых войск. В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. Был награжден боевыми орденами и медалями.
В одном из своих интервью Борис Васильев сказал: «Война – это грязь. Я отрицаю войну как средство решения конфликтов. Я помню – война трупами пахнет. И ничем больше не пахнет.»
Произведения о войне: «А зори здесь тихие», «В списках не значится», «Танкисты», «Завтра была война» и другие.
Васильев Б. Завтра была война, М., 1991
Действие книги начинается в 1940 году. Герои книги – ученики девятого класса – живут обычной жизнью: учатся, работают, отстаивают свое мнение, влюбляются, сталкиваются с первыми потерями, необходимостью делать сложный выбор, и верят, что впереди их ждет только радость. Обыкновенная жизнь подростков на пороге взросления – простая и сложная одновременно. И короткая, потому что завтра придет война.
Это, пожалуй, одно из наиболее жестких произведений писателя. Войны еще нет, но она уже чувствуется во всем. Автор пишет о жизни и судьбе целого поколения, своего поколения (Б. Васильев закончил 9-й класс накануне войны), и читатель понимает, какая жизнь ждет этих мальчиков и девочек.
Впервые повесть вышла в журнале «Юность» в 1984 году.
По мотивам повести молодой режиссер, выпускник института кинематографии Юрий Кара в 1987 году снят одноименный фильм.
=======================
НОСОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1925 - 2002) — русский и советский писатель.
Евгений Носов в шестнадцать лет пережил фашистскую оккупацию. В 1943 году ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года Евгений Иванович был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове. Писатель был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
Военной теме посвящены многие произведения писателя: «Усвятские шлемоносцы», «Живое пламя», «Моя Джомолунгма» и другие.
Носов Е. И. Красное вино победы. – М., 1984
Этот рассказ был написан спустя 20 лет после военных событий и впервые опубликован в 1969 году в журнале «Наш современник».
«Что касается рассказа «Красное вино победы», он полностью автобиографичен, – писал Евгений Носов в 1989 году. – Я написал о своем пребывании в госпитале. Там же в госпитале застал меня День Победы. У каждого солдата, уцелевшего и вернувшегося домой, свой день победы. У меня вот такой…»
Война ещё идёт, а герои рассказа – семеро раненых бойцов лежат в одной палате подмосковного госпиталя. Уже третий месяц они залечивают раны, радуются тишине, сетуют, что не им выпало брать Берлин. Победа прокрадывается в госпиталь незаметно и главным подтверждением её прихода становится красное вино. Победа пришла, но она не в силах отменить смерть бойцов от тяжелых ран, изуродованных тел и искалеченных душ.
=======================
БАКЛАНОВ ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ, настоящая фамилия Фридман (1923-2009) - русский советский писатель, редактор и сценарист.
Григорий Яковлевич в Великую Отечественную войну, работал слесарем на авиационном заводе, выпускавшем штурмовики Ил 2. Экстерном, сдав экзамены в авиационном училище, вступил добровольцем в артиллерийский полк. За годы войны Бакланов воевал на Северо-Западном, на Юго-Западных фронтах. В боях за Запорожье был тяжело ранен и контужен, но через полгода вернулся в свой полк. Закончил войну в Австрии начальником разведки артдивизиона. За годы войны был награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», Медаль «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и орденом «Красной Звезды».
Впечатления, пережитые на фронте Бакланов, вложил в основу своих произведений о Великой Отечественной войне таких, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Я не был убит на войне», «Мертвые сраму не имут», «Южнее главного удара» и другие.
Бакланов Г. Я. Навеки девятнадцатилетние. – М., 1986
Эта книга заслуживает особого внимания: в ней красочно и интересно описаны военные подвиги молодого лейтенанта Володи Третьякова. Третьяков и другие герои книги – юные, смелые, открытые – волею обстоятельств вынужденные со школьной скамьи отправиться на фронт.
Это повесть о героизме советских воинов, о силе человека, защищающего свою землю, о необходимости проявления гуманности и человечности в любых обстоятельствах.
Эта повесть – о жестокости войн, о цене мирного неба, о том, что война забирает лучшее, что есть у народа.
=======================
БОРИС ИСААКОВИЧ БАЛТЕР (1919-1974) – русский советский писатель, переводчик и сценарист.
Балтер закончил Ленинградское Краснознаменное пехотное училище и офицером участвовал в Советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Балтер Б.И. До свидания, мальчики! – М., 1991
Эта повесть – наиболее известное произведение Бориса Балтера. Одно из многочисленных произведений о последних днях мирной жизни накануне Второй мировой войны. В повести Балтер рассказывает о последних школьных днях трёх юношей и о первой любви. Действие происходит в 1936 году в приморской Евпатории. Рассказ ведётся от первого лица, и время от времени рассказчик оценивает происходящие события с высоты своего взрослого опыта мужчины, прошедшего войну. Он хорошо знает, что в будущем ждёт его поколение и его друзей. Он теперь знает, что его друга Витьку убьют в июле сорок первого года, Сашку в 1952 году арестуют по делу «врачей-отравителей», и он умрет, не выдержав допросов. А пленительную рыжую Инку Володя Белов никогда больше не увидит…
Повесть была опубликована в журнале «Юность» в 1962 году и сразу покорила сердца миллионов читателей.
По мотивам повести в 1964 году была написана пьеса, которая неоднократно с большим успехом шла во многих театрах. В том же году был создан сценарий одноименного художественного фильма, он вышел на экраны в 1965 году.
=======================
ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ БОГОМОЛОВ (1924-2003) — советский и российский писатель, основной темой творчества которого стали события Великой Отечественной войны.
На фронт Владимир Осипович пошёл добровольцем, попав в Московский противопожарный полк. Боевой путь прошел рядовым, командиром отделения, взвода, а затем и офицером разведки. Богомолов принимал участие в освобождении Польши, Беларуси, Минска и в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки. Во время боев Владимир Осипович был контужен и имел тяжелое ранение. За годы службы был награжден орденами и медалями.
Произведения о войне «Иван», «Зося», «Момент истины» и др.
Богомолов В.О. «Момент истины». – М., 2007
В этом романе автор показал разведчиков, самоотверженно выполнявших опасную работу по поиску и обезвреживанию вражеской диверсионной группы в тылу. Роман Владимира Богомолова имеет и другое название – «В августе сорок четвертого». Именно в этот период Великой Отечественной попадает читатель с первых страниц повествования. Можно сказать, что исход войны предрешен, советская армия вытеснила противника со своей территории, но тем яростнее сопротивление врага, загоняемого в угол. «Момент истины» – это еще и первоклассный детектив, насыщенный событиями, он держит в напряжении, буквально, до последней страницы. А благодаря опыту и таланту автора роман создает до мелочей точный исторический антураж.
=======================
Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга». – М., 1982
«Блокадная книга» – документальная хроника блокады Ленинграда. Эта книга – совместная работа двух авторов – Даниила Гранина и Алеся Адамовича.
За годы работы над книгой они собрали двести рассказов блокадников, большая часть из которых и легла в основу повествования. Авторы буквально день за днем, месяц за месяцем восстанавливают на страницах книги хронику событий девятисотдневной блокады. Читатель может проследить не только хронологию происходящего, но и взглянуть на страшные события глазами очевидцев.
Впервые часть хроники была напечатана с купюрами в журнале «Новый мир» в 1977 году. Цензоров не устроили рассказы о мародёрстве в осаждённом городе и на издание книги в Ленинграде был наложен запрет. Книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города.
ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРАНИН (1919 - 2017) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
На войну в июле 1941 года Даниил Александрович ушел добровольцем. Вступил в ряды формируемой 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронте, был дважды ранен. Отечественную войну Гранин завершил в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков. За годы службы награжден орденами и медалями.
Произведения о войне: «Мой генерал», «Клавдия Вилор» и др.
АЛЕКСАНДР (АЛЕСЬ) МИХАЙЛОВИЧ АДАМОВИЧ (1927-1994) – белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, критик. Во время войны был связным и бойцом партизанского отряда имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения.
=======================
АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ЧАКОВСКИЙ (1913—1994) – русский советский писатель и журналист, военный корреспондент.
Во время Великой Отечественной войны служил корреспондентом «Фронтовой правды». Печатал в ней свои репортажи, очерки, рассказы «Разведчик Евгений Павкин», «В гостях у артиллеристов», «Люди боя» и др. Несколько раз Чаковский находился в блокадном Ленинграде в качестве военного корреспондента газеты Волховского фронта. Побывав в сражающемся Ленинграде, писатель начал работать над трилогией о людях героического города романом «Это было в Ленинграде». В 1944 году роман получил хорошую оценку. Уже в послевоенное время вышла повесть «Мирные дни».
В 60-е годы Чаковский начинает работать над крупным своим произведением, романом «Блокада». Еще одно крупное произведение писателя - роман «Нюргберские призраки». В основу произведения вошли события Потсдамской конференции над фашизмом 1945 года.
Чаковский А.Б. Блокада. – М., 1973
Это роман-эпопея в пяти книгах, посвященный героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Действие первой книги начинается накануне войны. Вторая книга по времени относится к июлю-августу 1941 года, когда тяжелые бои шли на подступах к Ленинграду.
Третья книга романа посвящена одному из наиболее напряженных моментов Великой Отечественной войны - развернувшейся в сентябре 1941 года битве за Ленинград.
В четвертой книге описан один из наиболее тяжелых периодов блокады (действие происходит с 29 сентября по 20 ноября 1941 года). Здесь же рассказывается и об ожесточенных боях в районе Невской Дубровки, и о сражениях за Тихвин и Волхов.
Пятая книга включает в себя всю панораму событий и переплетений судеб главных героев, непосредственных участников обороны Ленинграда, вплоть до прорыва блокады 18 января 1943 года.
=======================
ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ НЕКРАСОВ (1911-1987) – русский советский писатель, диссидент и эмигрант.
С началом войны Некрасов уходит на фронт добровольцем, и проходит боевой путь от Ростова до Сталинграда. С 1941 по 1944 гг. на фронте был полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона. Участвовал Виктор Платонович в Сталинградской битве. После ранения в Польше, в начале 1945 года, Некрасов в звании капитана демобилизовался.
Произведения о войне: «В окопах Сталинграда», «Рядовой Лютиков», «Три встречи», «Переправа».
Некрасов В. «В окопах Сталинграда». – М., 2007
Эта повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда. Впервые она была опубликована в 1946 году в журнале «Знамя». Книга была удостоена Сталинской премии в 1947 году.
Повесть «В окопах Сталинграда» стала одной из первых художественных книг о войне, написанных непосредственными участниками боевых действий, настолько правдиво, насколько это было возможно в условиях того времени. Она оказалась у истоков целого литературного направления, получившего в современном литературоведении название «лейтенантская проза» и объединяющего произведения, авторами и героями которых были молодые фронтовики, по большей части лейтенанты, на собственном опыте познавшие военные будни.
Книга переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков.
=======================
АСТАФЬЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924-2001) - русский писатель, драматург, эссеист.
В 1942 году Виктор Астафьев ушел добровольцем в армию, а 1943 году уже попал на фронт. Боевой путь прошел его на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, затем, на Первом Украинском. На фронте Виктор Петрович сменил несколько специальностей: был разведчиком, водителем и связистом. Несколько раз был тяжело ранен, награжден боевыми орденами и медалями.
К теме войны Астафьев обращается очень часто: «Так хочется жить», «Пастух и пастушка», «Весёлый солдат», «Прокляты и убиты».
Астафьев В.П. «Прокляты и убиты». – М., 2018
В романе описана Великая Отечественная война и исторические события в СССР, ей предшествовавшие, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров, их взаимоотношения между собой и командирами, собственно боевые действия. Книга написана в том числе на основе личных впечатлений писателя-фронтовика.
Писатель поднимает и нравственные проблемы: взаимоотношения между людьми в условиях войны, конфликт между христианской моралью, патриотизмом и тоталитарным государством, проблемы становления людей, чья юность выпала на тяжелейшие годы.
Как указывается в предисловии к одному из изданий романа: «Именно этим романом Астафьев подвёл итог своим размышлениям о войне как о „преступлении против разума“»
=======================
Время не снижает интереса к теме Великой Отечественной войны, направляя внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира – именно они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему вновь и вновь мы возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.